Как сделать фото удачными: применение ручной и автоматической фокусировки
Многие фотографы предпочитают пользоваться автоматическим фокусом. Это удобно, быстро и легко, ведь к ручной фокусировке нужно приноровиться, что сразу не удается практически никому. Поэтому автофокус сегодня «в моде», а ручной несправедливо отодвинут на второй план. Однако есть ряд ситуаций, когда автоматика оказывается абсолютно бесполезной. Она не только не помогает, но и попросту мешает фотографировать, раз за разом «промахиваясь». Вот тогда и вспоминается ручной фокус, который безотказен при любых обстоятельствах.
Ниже приведены несколько самых распространенных ситуаций с «промашками» автофокусировки, при которых для получения удачного кадра необходимо вспоминать о ручном фокусе.
- Ситуация первая: обилие мелких деталей вблизи друг от друга
- Ситуация вторая: препятствия на пути к фотообъекту
- Ситуация третья: дисгармония архитектурной геометрии
- Ситуация четвертая: на контрастах
- Ситуация пятая: доминирование фоновых объектов
- Ситуация шестая: плохое освещение
- Ситуация седьмая: фотография в жанре макро
Сцена, которая содержит большое количество элементов находящихся близко друг к другу, требует применения ручной фокусировки. В особенности, если эти элементы имеют схожий цвет, яркость, размер или форму. К примеру, фотографирование многолюдной улицы, витрины с ювелирными украшениями и т. п. Ещё более актуально применение ручной фокусировки при съемке множества объектов, каждый из которых состоит из мелких деталей. Например, поля с цветущей гречихой.
Довольно часты ситуации, когда съемка ведется через какое-либо препятствие, которое невозможно устранить или отодвинуть. Например, фотографируются цветы или животные сквозь сеточное ограждение. Иногда препятствия специально оставляются фотохудожником для получения определенно эффекта: съемка сквозь ветки, листву и пр. В этих случаях автоматика часто не дает сфокусироваться на требуемом участке/объекте, оставляя в зоне резкости забор, ветки и прочий ненужный «фон».
Использование ручного фокуса полностью аннулирует данную проблему, позволяя сосредотачиваться на главном фотообъекте. Кроме того, если применять ручную наводку вместе с широкой апертурой, то мешающее препятствие можно спрятать/оставить в зоне нерезкости. К примеру, такой подход является единственно правильным при съемке животных в зоопарке, находящихся за решетками вольеров.
В современном зодчестве нередко используются проекты, включающие самые разнообразные геометрические фигуры и линии. Такое архитектурное многообразие приводит в замешательство систему автофокусировки, благодаря чему она часто дает сбои.
Автофокус часто ошибается при съемке сцен с обширными зонами контрастов. К примеру, если фотообъект находится далеко в тени, а съемка ведется ярким солнечным днем (при этом композиция захватывает большую область рядом с моделью).
Однако ручная фокусировка нужна не только при съемке высококонтрастных сцен. Низкая контрастность так же часто остановится причиной ошибки автоматики: главный фотообъект попросту сливается по освещенности и тону с фоном, «обманывая» автофокус. Примеров сколько угодно: птица с зеленым опереньем, снятая в листве, снежная скульптура на снегу, ящерица на камнях и т. д.
Если в кадре находятся предметы, превосходящие по размеру главный объект съемки, автофокус преимущественно обращает внимание на них. Например, снимается ростовой портрет на городском фоне, где портретируемый просто теряется между зданиями, памятниками и пр.
При недостатке освещения система автофокусировки часто вообще отказывается на чем-либо фокусироваться. Пример такого «бойкота» часто можно увидеть при занятиях фризлайтом, астрофотографией, на ночных фотовылазках и др. В этом случае ручная наводка на резкость станет единственным способом запечатлеть желаемую сцену.
Для макросъемки характерна малая глубина резкости, которая то и дело провоцирует автофокус попадать «не туда». Поэтому, занимаясь макрофотографией, наводитесь на резкость вручную.
Напоследок хочется напомнить о существовании такой возможности, как focus lock. Вы можете сфокусироваться при помощи автоматики на объекте, расположенном на равном расстоянии с главным объектом съемки. Затем, без переключения на ручной фокус, можно просто перекомпоновать кадр.